12 ноября 2017 г. по окончании Божественной Литургии, настоятелем храма в честь Архистратига Божия Михаила протоиереем Иоанном Долбуновым были освящены две иконы: Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, с частицей от гроба святых мучениц.
Православная икона показывает нам мир преображенный благодатью Божией. Икона — не реалистическое изображение. Особыми приемами, специальными красками, в символической форме иконописец передает иную, духовную реальность — реальность Царства Божия.
Если мы видим на иконе образ святого, перед нами не просто портрет христианина, жившего в определенную эпоху, несмотря на то, что портретное сходство присуще иконописному образу. На иконе мы видим образ человека, измененный, очищенный, облагороженный благодатию Святого Духа.
Икона показывает духовный облик личности, и всегда обращена к предстоящему перед ней, молящемуся человеку, потому, как и святой пребывает в духовном мире в непрестанной молитве. Икона создана для молитвы, смысл ее раскрывается только через молитву.
Избранники Христовы, стяжавшие в земной жизни благодать Святого Духа, в ином мире предстоят престолу Божию в вечной радости и блаженстве. В нашей жизни угодники Божии являются духовными посредниками между Богом и людьми. Святым, особенно близким к нам по времени, прекрасно известны все трудности и скорби земной жизни. По любви и состраданию к людям, они молятся самому Богу, о тех, кто просит их помощи.
Кратко вспомним о Преподобномученице Великой княгине Елисавете:
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович.
На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
Сестры обители дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. Святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: “Я оставляю блестящий мир … но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих”.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: “Господи, прости им, не знают, что делают!”.
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.