6 декабря 2017 г. в Крестном ходе, который состоялся в Городце в память святого благоверного князя Александра Невского, приняли участие прихожане всех храмов города. Возглавил Крестный ход Епископ Городецкий и Ветлужский Августин.
В нем участвовали руководители Городецкого района и главы администраций северных районов Нижегородской области, а также учащиеся и представители Православной гимназии имени Александра Невского (Городецкая епархия). Впереди с иконами и хоругвями шли офицеры и солдаты российских вооружённых сил, принявшие участие в этом событии.
К памятнику святому благоверному князю Александру Невскому на набережной реки Волги, куда крестный ход пришел от Городецкого Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин возложил цветы.
Перед бронзовой фигурой Великого князя в монашеском одеянии епископ Августин совершил молебен, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому. Его Преосвященство сказал вдохновлённую речь об Александре Невском как святом, дипломате, воине и семьянине.
Вкратце вспомним события тех давных лет.
В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.
В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики -дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: “Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом “чудо дивно и памяти достойно”. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время”. Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
Фото с Крестного хода:
Фото Николая Кузнецова