Все мы прекрасно знаем о событиях во Фригийском городе Колоссах у храма святого архистратига Михаила где Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. И по его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Радости верующих не было предела и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу. Рассуждая об этих давно минувших событиях и о заботах и стремлениях современного человека на ум приходят следующие размышления, а в чем разница между счастьем и радостью?
В словарях счастье определяется как "чувство глубокого довольства и радости". Но в более глубоком смысле эти слова не только не синонимы, но почти антонимы.
Михаил Эпштейн в своей книге "Клейкие листочки" замечает - счастье устойчиво, радость порывиста. Счастье оседло, а радость кочевна, приходит и уходит, дышит, где хочет. Отсюда тянется мысль к Шопенгауэру, который учил о том, что вовсе не счастье, а страдание - удел человека, и поэтому ему дана одна только радость - избавление от страдания. А от Шопенгауэра - к Евангелию, где ничего не говорится о счастье (буквально не единого слова), но много говорится о радости. " Да радость Моя в вас пребудет", " да радость ваша будет совершенна", "но печаль ваша в радость будет", "радуйтесь радостью неизреченною", "Царство Божие радости во Святом Духе", "плод же Духа: любовь, радость"... Есть и особый иконописный сюжет - "Нечаянная радость", где юноша вопреки своим грехам прощен Богородицей. В радости всегда есть привкус нечаянности, даже незаслуженности, какой-то исключительности. Вот почему "радость" - слово евангельское, а счастье - совсем не евангельское, да и во всем русском переводе Библии оно употребляется только в "Книге Иова", о самом несчастном из людей, и говорится там не о самом счастье, а об его утрате: " не устоит счастье его", "счастье мое унеслось как облако". Счастье - это уклад жизни, а радость - это веяние духа. "Счастье" противоречит библейскому миропониманию, а "радость" его воплощает."
А Святитель Нектарий Эгинский говорит: "Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет… Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение".
Смотрите публикации ранее:
19 сентября 2021 г. - Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
19 сентября 2020 г. - Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
19 сентября 2015 г. - Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех
Фото с Праздничного Богослужения:
Фото Владимира Гребешова