«Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите. Всё, что есть у вас на душе, всё, что бы ни случилось с вами, о чём бы ни скорбели, всё горе то с собой принесите на мой гробик. Припав к земле, как живому, всё и расскажите, и услышу я вас, вся скорбь ваша отлетит и пройдёт. Как с живым всегда говорили, так и тут. Для вас я живой есть и буду во веки». (Преп. Серафим Саровский).
15 апреля 1996 год, второй день Пасхи - блаженная кончина старца Григория Долбунова. Сороковой день пришёлся на следующий день после Вознесения Господня, девятый день – на Радоницу, день вселенского поминания усопших.
Огнь божественной любви, Господь,
В сердцах наших возжги,
Помоги нам жить, любя
Тебя больше, чем себя,
Творца Вседержителя и Бога нашего.
Огнь божественной любви, Господь,
В сердцах наших возжги,
Помоги нам жить, любя
Своих ближних, как себя.
Григорий Васильевич Долбунов родился 1 декабря 1905 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье Василия и Анны Долбуновых. Первенца нарекли Григорием, в честь преп. Григория Декаполита, память которого Церковь чествует 3 декабря. На долю Гриши выпали многочисленные житейские трудности и скорби. Притеснения и унижения испытывал он от богоборческих властей, как и весь православный христианский народ. Но смиренно сносил будущий священнослужитель все невзгоды жизни. Он крепко верил в то, что все ниспослано нам Богом, и на все святая воля Его. Вся жизнь о.Григория была устремлена туда, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная...
В крестьянских семьях на долю первенцев достаётся меньше родительских ласк, зато с тяжёлой крестьянской работой знакомятся рано: в восьмилетнем возрасте мальчик уже хаживал за плугом с отцом, ездил в лес на заготовку дров. Старшие в доме показывали истинный пример христианской жизни. Веяния Духа Святаго были чувствительны в отроке еще с раннего детства. Из воспоминаний старца Григория: "Было мне около трёх лет, как подошёл к нашему дому рыжий мальчик и начал меня дразнить... Я осерчал и обозвал его "рыжим"... А мой отец, услышал всё это, сделал мне строгое внушение. На всю жизнь запомнилось. С той поры уж никогда больше никак никого не обзывал".
Настоящей, первой и ближайшей наставницей в вере для сына была мать. Она сумела в нём воспитать страх Божий и любовь ко всему Божьему творению. Благодаря ей Гриша сумел получить образование 3 класса церковно-приходской школы, что по тем временам для крестьянских детей было большой редкостью.
До того, как стать священником, в 1930-е годы отец Григорий Долбунов как-то раз отправился на заработки в г.Горький, где работал бригадиром опалубщиков на постройке моста. Однажды один человек заметил ему, молящемуся перед обедом:
- В такое-то просвещенное время ты все еще молишься? У вас все, что ли, в деревне такие?
- Нет, - спокойно ответил Григорий, - у нас в деревне много таких, кто перед едой не молится: это кошки, собаки, лошади...
Протоиерей Григорий Долбунов жил на стыке двух исторических эпох нашей многострадальной Родины. Детские и отроческие годы его протекали при царской власти. На его долю выпали и все скорби, и притеснения, которые испытывал русский верующий народ во времена безбожных правителей. Именно в это трудное для Церкви время гонений на Церковь, отец Григорий решается посвятить всю жизнь, все силы служению Евангельской проповеди, подвигу во имя любви к Богу и ближнему.
Духовным наставником Григория в молодости был нижегородский старец Михаил Сметанин. По молитвам прозорливого старца Михаила Григорию удалось поступить на оборонный завод в Дзержинске. Когда началась война, он был освобожден от призыва в действующую армию.
На пастырское служение привел Григория Долбунова Господь в 50-летнем возрасте и все последующие сорок лет неустанно, в посте и молитве служил батюшка Господу. В 1956 году Григорий Васильевич стал псаломщиком в Карповской церкви Преображения Господня. 27 декабря 1957 года он был рукоположен в сан дьякона митрополитом Нижегородским и Арзамасским Корнилием, а 31 марта того же года - в сан священника. Он был ласков с людьми, прост, доступен всем в любое время суток. Это его свойство может быть примером многим церковно- и священнослужителям. Сам батюшка часто поговаривал: "Где просто, там ангелов со сто". В нем была неисчерпаемая кладезь любви к людям, которые тянулись к нему, - ехали и шли пешие из разных сел и городов нашей страны. И никто не уходил, не получив от батюшки утешения и наставления. В любую минуту отец Григорий готов был прийти на помощь к ближнему и, как говорили о нем люди, он радовался с радующимися и плакал с плачущими. Будучи еще при жизни сильным молитвенником, он вымаливал здравие болящим, а от беспомощности неутешно плачущим подавалась надежда, душевная радость и в скорби утешение. Люди воцерковлялись по молитвам батюшки Григория. Сколько людей он спас от вечной погибели! Сколько исцеленных людей пришли к Матери-Церкви по его святым молитвам!
Любовь его собирала вокруг Церкви настоящую, крепкую общину прихожан, многие из которых считали о.Григория своим духовным отцом и наставником. Эта любовь была неистощимой, непрестающей, ибо поддерживалась долгими пламенными молитвами и частым совершением Божественной Литургии. Никто не уходил от о. Григория, не получив утешения или наставления, он был всегда готов помочь ближнему, плакал с плачущими и радовался с радующимися. Его советы были исполнены богатого житейского опыта и духовной мудрости.
Последним пристанищем для о.Григория стало село Великий Враг Кстовского р-на. Там он прослужил четверть века. Вставал отец Григорий очень рано, несколько часов молился перед службой, которая начиналась в семь утра. Возвращался домой только под вечер. Приход был большим, так как во многих соседних сёлах церкви были разрушены. После небольшого отдыха он вновь вставал на молитву, уже вечернюю, а после непродолжительного сна - и на ночную, с сотнями земных поклонов.
Последнюю службу старец Григорий служил в день своего Ангела, 3 декабря 1995 года. Вот о чём говорил батюшка в последней проповеди:
"Любите Господа Бога всем сердцем, всею душою, всею мыслию, и Господь будет с вами. Никогда не отвлекайтесь ни мирским, ни чьим другим соблазном. Будьте тверды в вере, крепости и любви. Не забывайте, что без любви мы к Богу не придем. Без любви к Богу ни один человек не придет, только по любви! Возлюбите Господа Бога всем сердцем, всею душою, всею мыслию и ближнего своего, как самого себя... Возлюби Господа всем сердцем - так Господь сказал. Как любить Бога всем сердцем? То есть отдать Ему свою жизнь, и свою душу, и свое тело. Поститесь по мере сил, то есть по тем правилам христианским, которые установлены Святой Церковью. Поститесь в среду и пяток во весь год, за исключением четырех недель. Поститесь каждый день, воздержно употребляя пищу. Кто объедается и опивается - нет надежды на спасение! Любите Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя, - так Господь заповедал. Кто любит ближнего - возлюблен будет Отцом Небесным. А кто не любит ближнего, не наследует Царство Небесное! Аминь".
После блаженной кончины пастыря, его любовь не покинула пасомых. Посещать его могилку в Гнилицах у храма Рождества Пресвятой Богородицы, заказывать о нём панихиды, молиться и по-прежнему, как к живому, обращаться к нему со своими горестями и печалями стало великим духовным утешением для его духовных (и родных) детей и внуков.
Вся жизнь о. Григория была проста, честна, целеустремленна в высшем смысле, устремлена она была всегда только лишь туда, в Царствие Божие. Все, кто встречался с ним хоть однажды, вспоминают об этом, как о чём – то светлом, радостном и благодатном.
Наставления батюшки Григория и тогда, и теперь, спустя время, имеют удивительную простоту и мудрость. Особенно чтил батюшка Григорий Матерь Божию, Ей и возносил свои моления и бесчисленные поклоны. Он говорил, что, положив поклон, мы как бы в копилочку положили приобретение, что будет время, когда мы будем в немощи, и этот капитал нам пригодится.
Властям не нравились его проповеди, возрастающая любовь и доверие верующих к доброму пастырю. Отца Григория перевели на сельский приход в село Рожново Борского района. Но и здесь возникли трудности, по распоряжению властей священнику предписывалось "знать дорогу только от дома до храма и обратно", запрещалось исповедовать и причащать больных на дому. С этим отец Григорий не мог примириться.
Поучения и советы протоиерея Григория Долбунова:
- Плохих людей не бывает. Господь разве создал что плохое? Это плохое в человеке - от врага. Нам же надо видеть в человеке только хорошее.
- Я никого и ничего не боюсь, кроме одного - боюсь обидеть человека.
- Если мы можем помочь человеку и не помогаем - Господь не услышит нашей молитвы, как бы мы ни старались. Если человек ждёт от нас помощи, мы должны ему помочь.
- Видя слёзы человеческие, не скрывайте от них глаз и не отвёртывайте лица от страждущих, но старайтесь утешить плачущих и помочь им.
- Почему мы не получаем просимого? Потому, что не благодарим за все Бога. Как только проснулись, сразу говорите:
- Слава Тебе, Боже, за все.
Затем просите, что нужно ("Отче наш"). Но только на один день. На каждый день хватит своей заботы.
- Человек только ещё родится, а Господь уже отпускает ему всё необходимое (ответ батюшки на сомнения, что "если всех детей рожать, то земля не прокормит").
- Наша жизнь - приготовление к вечности. Наша жизнь - капля, а вечность - океан. Поэтому надо бояться греха, и о себе не думать больше, чем о ближнем. Делить с ним кусок пополам, тот, что получше. А у нас как? Себе - что получше, а ближнему - что останется. Если у ближнего беда - надо все сделать, чтобы ему помочь. И считать эту беду своей, иначе - попадем в ад.
- Если вы обидели мать, и она вас прокляла или обругала - кладите за ее здоровье ежедневно по 40 поклонов, чтобы Господь вас простил и избавил от клятвы.
- Если кто умер на вас в обиде, делайте за него 40 поклонов. Церковь молится о кающихся грешниках, а за нераскаянных бесполезно молиться.
- Только о себе молиться - мало толку, молиться надо о всех, чтобы все спаслись. Надо для этого всех любить и прощать.
- Слово не воробей, надо его пожевать хорошенько, прежде чем сказать.
- Лучше сидя, да Богу, чем стоя и лукавому! (на вопрос о том, можно ли старым и немощным сидя молиться).
- Обозвали человека "дураком" и не успели покаяться - за одно это слово геенна огненная! А мы такими словами кидаемся, как желудями, когда их много.
- Батюшка часто повторял:" Человека обидеть - Бога обидеть".
- что в церкви чаще всего слышим? "Господи, помилуй!" - потому что грешим всегда. Нам бы надо не переставая твердить"помилуй", каждую минуту.
- Кровоточивая женщина только прикоснулась к одежде Иисуса и исцелилась. Мы же все Тело и Кровь Господа принимаем - и не исцеляемся оттого, что мало веры. Сначала сбегаем к врачу, не поможет - бежим причащаться. А надо наоборот. Заболел - значит, Господь посетил, как отец, наказывает. Надо бы повиниться, очистить душу - и тело очистится.
- Если ты не простишь тебя обижающего, то и Господь не простит тебе ни одного твоего греха, сколько бы ты ни каялся и ни постился.
- Когда заболеете, прежде чем идти к врачу, сходите в церковь и помолитесь о здоровье лечащего врача: "Господи, вразуми раба Твоего (имя) найти лекарство от моей болезни".
- Когда садитесь в автобус - осеняйте себя крестом для благословения пути.
Когда проезжаете кладбище, молитесь с крестным знамением: "Царство Небесное (лежащим здесь) усопшим православным христианам".
Когда проезжаете мимо церкви, креститесь, а не отворачивайтесь, будто не видите, и говорите про себя: "Создавшим этот храм - Царство Небесное".
- Не быть фарисеем - значит, никого не осуждать. А мы осуждаем всегда - значит, мы все фарисеи. Если человек согрешил - иди и скажи ему об этом, и (более) никому не говори о чужом грехе. Если не можешь ему сказать, то помолись о впавшем в грех.
- А чтобы быть мытарем, нужно молиться не устами только (оттого и засыпаем на молитве, думаем о своем - и молитва наша рассеянна). Лучше сказать, как мытарь, всего четыре слова, но горячо: "Боже, милостив буди мне, грешному!" - чем молиться по правилу и думать о своем.
- Гордость - главная причина грехов. Гордость определяется так: горд тот, кто считает всех злыми, а себя добрым.
- Надо каяться с просьбой:
"Господи, избави меня от всего того, что мешает Твоему пребыванию во мне!
Господи, устрой мою жизнь так, чтобы она служила всегда для Твоего прославления.
Господи, научи меня всегда пребывать в покаянии!"
«По вере Вашей, да будет Вам».
Слова из Священного Писания заставляют нас подумать о вере и об отношении к Творцу нашему - Богу. Господь ждёт нас, чтобы мы обратились к Нему с открытым сердцем а для этого необходимо жить христианской жизнью. Господь дал нам жизнь от наших родителей и главное в ней – семья, в которой есть дети.
У моих знакомых долгое время не было детей – они переживали: у главы семейства нет наследника, нет помощника у хозяйки. Шло время и уже, казалось, ничего не изменить. Но по воле Божией услышали, что в Нижнем Новгороде, в посёлке Гнилицы есть могилка протоиерея Григория Долбунова, где по нашим обращениям к нему и по его молитвам подаётся помощь и поддержка в трудные моменты нашей жизни. И, в один из весенних дней, по благословлению настоятеля храма во имя Архистратига Божия Михаила протоиерея Иоанна Долбунова я и мои знакомые поехали в паломническую поездку в посёлок Гнилицы.
Дорога оказалась достаточно лёгкой, очень хотелось побыстрее соприкоснуться с чувством, которое ранее не испытывал никто из нас. Вот и храм Рождества Пресвятой Богородицы – собравшись с мыслями, вошли в часовенку и стали молиться. Молитва на удивление была очень лёгкой, приложились к кресту, сделали поклоны и попросили у о.Григория ходатайства перед Богом.
По возвращении домой, через некоторое время нашей радости не было предела, когда узнали, что в скором будущем в семье появится малыш. В настоящее время мальчик растёт на радость всех родных и близких, а особенно своих мамы и папы.
Прихожанин храма во имя Архистратига Божия Михаила Александр.
Аудио.
В память вечную будет праведник.
Глава 1. Жизнеописание старца протоиерея Григория Долбунова.
Фото с панихиды на могилке протоиерея Григория Долбунова в п. Гнилицы (15 апреля 2018 г.):
Фото Владмира Гребешова