В 1618 году вместо каменного величественного великокняжеского собора стоял «на пустом городище погост: на церковной земле храм дреревян во имя Архистратига Михаила да придел Рожества Ивана Предтечи». Церковь была клетской с прирубом придела, с небольшой трапезной, папертью и всходом-крыльцом на них простейшим, наиболее распространенным на рубеже XVI и XVII веков в Нижегородском Поволжье типом рубленого храма.
В XVII веке, оказавшись в глубоких тыловых районах Русского государства, на оживленной Волжской водно-транспортной магистрали, Городец стал быстро развиваться. Активно заселялась территория совсем недавно называвшегося «пустым» городища.
В 1665 году торговые крестьяне, братья городчане Макар и Константин Слоновы, рядом с обветшавшим клетским храмом своей казной возвели более просторный пятиглавый деревянный Вознесенским храм с приделом и отдельно стоявшую восьмистенную шатровою колокольню. Погостовый ансамбль стал предметом гордости ктиторов и острой зависти других местных приходов, что способствовало интенсификации в конце XVII века в других районах Городца более долговечного каменного храмового строительства (Троицко-Никольского соборного ансамбля и Пятницкой (Владимирской) церкви в Слободе).
Возросший спрос на опытных в каменном строительстве мастеров (подвязчиков, каменщиков, кузнецов, резчиков по дереву и камню, иконописцев) привел к созданию в Городце собственной артели, которая работала во многих городах и селах России. Каменщиков Григория Яковлева и Ивана Степанова, горшечника Левку Мартемьянова, кузнецов Потапку Никитина с сыном Якушкой, иконописцев Ивана и Макара Семеновых можно с полным правом считать создателями каменных храмов Городца рубежа XVII и XVIII веков, в том числе церкви Архангела Михаила. Тогда центр Городца принадлежал ближнему советнику молодого Петра I, вставшему на его сторону в ходе стрелецкого бунта в Москве 1682 года, боярину Тихону Никитичу Стрешневу.
Для увеличения доходов с вотчины он представил торговым людям ряд льгот - права отъезда с товарами в Москву, Нижний Новгород, Астрахань, на Макарьевскую ярмарку, ремесленникам - права ухода на отхожие промыслы. Это способствовало накоплению у них капиталов. Появились экономические возможности вместо деревянных храмов строить более величественные и долговечные каменные церкви (пожары в тесной деревянной застройке русских городов оставались страшным бедствием для их жителей).
Церковный староста Василий Романов в 1708 году обратился к Нижегородскому и Алаторскому митрополиту Сильвестру с просьбой о строительстве каменного Михайло-Архангельского храма. Разрешение было получено и, несмотря на то, что по указу Петра I на строительстве Санкт-Петербурга и крепости Таганрога были забраны многие каменщики - городчане (Иван Степанов, Максим Ломов, Миней Елизаров и др.), строительство церкви велось интенсивно. К весне 1712 года она вместе с правым приделом была не только отделана, но и снабжена всеми необходимыми иконами, книгами и утварью. Часть всего этого прихожане «состроили» заново, часть перенесли из древних храмов: оловянный дискос и дароносицу с барельефным изображе¬нием Николы Можайского, серебряный напрестольный крест, иконы Спаса, Троицы, Рождество Христово, рукописное евангелие и т.д.
20 марта 1712 года игуменом Городецкого Федоровского монастыря Михаилом первым был освящен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, а спустя два дня, 22 марта, - главный престол в честь Михаила Архангела. Полотняные антиминосы при освящении престолов принял первый поп каменной Михайло-Архангельской церкви Иван Михайлов, отныне выплачивавший ежегодна в казну сначала патриаршего престолоблюстителя, а с 1722 года - Синода по 5 алтын пошлин.
Моленный зал по обмерам начала XX века 8 был бесстолпным, квадратным (7,6 х 7,6 метра), с одной световой главой, поднятой на высоту 11,7 метра (до шелыги). С востока примыкал троечастный алтарь с полукруглыми абсидами, с запада - бесстолпная трапезная (10,6 х 10,6 метра), с южной стороны - одноабсидный придел. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII века), входы - перспективные порталы (сохранился портал южного входа в моленный зал). Луковичной формы кирпичную главу изначальна покрывала муравленная черепица. Крест на ней был кованный, фигурный с репьями, позолочен. Аналогичная, но меньших размеров, кирпичная глава венчала придел. Колокольня при освящении храма в 1712 году была отдельно стоящей, бревенной, восьмистенной, шатровой. На ней располагалось 4 колокола (Большой весом в 21 пуд).
Указ Петра I 1714 года о запрещении каменного строительства по всем городам России, кроме Санкт-Петербурга, застал городчан врасплох. Только после смерти императора, в конце 1720-х годов, была выстроена ранее заготовленным кирпичом 3-ярусная каменная колокольня: квадратная в основании (5,7 х 5,7 метра) со сводчатым проходом в ней к главному западному порталу церкви. Во втором ярусе объем колокольни переходил в восьмерик и ярус звона с тройным кирпичным шатром, имевшим на треть высоты один ряд слухов. Снаружи под ярусом звона с фигурными консолями объем колокольни оббегал пояс декоративных «жуков», известных по архитектуре Гороховца.
Н.Ф.Филатов "Городец на Волге" 2005 г.